[Мой сайт ]
Главная » 2016 » Март » 5 » «Ваза» – гордость шведского флота
15:06
«Ваза» – гордость шведского флота

Весной 1630 года царю Священной Римской Империи (и, по совместительству, чешскому царю) Фердинанду II стали приходить беспокойные оповещения от флотилий, функционирующих в Балтийском море. Польские морячки говорили о морском чудище, топящем продающие и боевые фрегаты. Фердинанд отмахивался от анекдотических россказней суеверных матросов, пока в нескольких историях не прозвучало, что на «чудище» отчетливо был представителен шведский штандарт.

Как все, наверное, помнят, в то часы Европу раздирала кровавая Тридцатилетняя брань, завязавшаяся в 1618 году. Это был затяжной конфликт, затребованный множеством геополитических источников – но, по сущности, это была битва католичек с протестантами. До этого момента Швеция удерживала нейтралитет, но нынче было ясно, что она со денька на денек намеревается войти в борьбу против Священной Римской Империи.

Фердинанд выполнил справедливый вывод. Еще в 1625 году царь Швеции Густав II Адольф персонально подготовил чертежи последнего судна «Ваза». За основу он купил дряхлый прожект еще Леонардо да Винчи, в юности сокровенно эвакуированный царем из римской библиотеки. Для удачной высадки на норде Германии и Польши шведскому флоту был необходим абсолютный контроль на Балтийским морем. Сей контроль должна была гарантировать «Ваза» – первоначальная субмарина Королевских боевой–морских войск Швеции.

Последняя подлодка была вооружена 48 бортовыми 24–фунтовыми орудиями и бронированным подводным бивнем для лобовых нападков. «Ваза» развивала скорость до четырнадцати узелков в надводном положении и до семи при пухлом погружении. Кроме того, ее величины разрешали пахнуть полноценную абордажную команду.

Чтобы не возводить ранних вестей, «Ваза» основывалась как обыкновенный фрегат – с ветрилами и мачтами. Чужестранные мастера обозначали, что у фрегата нарушены пропорции, списывая это на невежество шведского самодержца, какой самолично возглавлял функционированием. «Это судно не проплывет и десяти фатомов», кропал в Лондон английский посланник, как-то посетивший сухой док. «Шведские судостроители делают гигантскую безделку для неустойчивого венценосца», дублировал ему испанский политик.

Беспрестанные беседы о том, что «Ваза» утонет, едва уродившись из порта, устремила царя и его инженеров на прекрасную идею, как незаметно взвести субмарину в строй, имеясь у целых на облику.

В 1628 году «Ваза» была торжественно продана на воду. Посмотреть на это событие скопились едва ли не все жильцы Стокгольма, а также иноземные политики. «Ваза» проплыла менее мили и, страху целых сосредоточившихся, зачерпнула бортом воду, накренилась, опрокинулась и за которые–то секунды погрузилась на днище. Пока зарубежные засол упражнялись в остроумии, обсуждая ярус подготовки шведских инженеров, а горожанки ошарашенно наблюдали вертун, в каком испарилась гордость шведского флота, «Ваза» отстегнула бутафорские мачты с ветрилами и небольшим проходом устремилась в сторонку Польши.

Чтобы помочь легенду об «кошмарной аварии», Густав Адольф устроил судебное разбирательство, какое продолжалось несколько лет. «Определить виноватых в аварии фрегата первоначального ранга «Ваза» мыслимым не видится», решили судьи Государственного совета и дозакрыли занятие. Сам царь на все спрос о том, что выдалось с «Вазой» соответствовал кратко: «Она утонула».

Один-единственный дошедший до нас фотоснимок легендарной шведской подлодки случайно выполнил матрос датского фрегата в 1631 году, когда она негаданно выплыла близко. Все другие стереоизображения были засекречены и стерты.

Боевой путь «Вазы» был приятным, но низким. Она потопила много судна и пережила самого Густава Адольфа, умершего в 1632 году под Лютценом – шведский царь персонально повел конницу в агрессию, но недооценил мощности супротивника. Спустя три года во часы урагана субмарина села на мель возле Готланда, приобретя капитальное травмирование обшивки. Перевозка лишь еще серьезнее повредила судно и, пожрав стоимость ремонта, укромная комиссия адмиралтейства зачислила волеизъявление временно законсервировать «Вазу» в бездушном доке.

Больше в море она не истекла. Пожар 1640 года истребил архивы адмиралтейства, где-нибудь, в том количестве, хранились и чертежи «Вазы». О известном судне припомнили лишь полным-полно лет спустя – в 1720 году, под самый край «Полнощной битвы». Доставленный док был обнаружен, но начать за восстановление «Вазы» никто не лишился. Каркас фрегата законсервировали для внуков и сохранили еще на два с дополнительным века. В 1990 году знатоки завершили реставрацию фрегата – он был отражен в том пейзаже, в каком когда–то истек из стокгольмской гавани, с ветрилами и мачтами – и вместили его в знаменитейший музей на острове Юргорден, где-нибудь его может приметить любой жаждущий.

Чиркнул Ghostman на coolstory.dirty.ru / комментировать

Просмотров: 198 | Добавил: oleg2911k | Теги: флот, ваза, гордость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar