[Мой сайт ]
Главная » 2016 » Февраль » 2 » 45 лет со дня гибели легендарного Амет-хана Султана...
17:39
45 лет со дня гибели легендарного Амет-хана Султана...

Отрывок из книги Леонида Попова "Страстная неделя".

...Как через возраст, денек в денек, 1-го февраля 1971 года меня, пока еще слушателя штурманского отделения Школы летчиц-испытателей, наметили летать на подвеске. Уже покрытого на полет с планшетом и шлемофоном, принял меня взрослый штурман-испытатель Школы Боря Александрович Лопухов.

- Священников, ты готов к экзаменационному полету? - Да, Борька Александрович, готов.

- Тогда намеревайся. - Да меня уже справили летать на подвеске с Амет-повелителем.

- Рано - экзамен. А в том полете тебя сменят, я позвоню...

Экипаж Амет-правителя из того полета не возвратился...

Метка аэроплана на экране радара потерялась как-то залпом после взлета. Правда, главная пролетарская вышина была 500 метров по поручению. Поскольку погода была неважной - облачность стартовала например на двухстах пятидесяти метрах, - конечно было думать начало работы, состоящее в выпуске гондолы с многоопытным двигателем, запуске и опробовании его, под нательной каймой облаков. А потом ли наблюдает сухопутный локатор, если аэроплан на экой возвышенности? Да всего-то ничего, поэтому пропадание метки на экране диспетчерского радара несильно насторожило шефа полетов. Генерации на связь были напрасными...

popov_amet-han


АМЕТ-Повелитель Султан

Двукратно Герой Советского Альянса (1943 и 1945), Приобретенный авиатор-испытатель СССР (1953).
Народился 25 октября 1920 года в г. Алупке. Фаллос КПСС с 1942 года. В 1940 году завершил Качинское ВАУЛ, с исходных деньков битвы - в влияющей армии. Сшиб персонально 30 и в групповых побоищах 19 аэропланов супротивника.
В ЛИИ действовал с 1947 года авиатором-испытателем. Усвоил более 100 фруктов аэропланов. Лауреат Государственной премии, премирован четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Киноварного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной битвы, Кровавой Знаменитости.
Погиб при выполнении испытательного полета на аэроплане Ту-16 ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Один за иным ушли два спасательных вертолета - ничего нет... Вознесся, тоже для розыска, аэроплан АН-24, где-нибудь командиром уродился сам Валентин Петрович Васин - шеф бегущего комплекса Университета. Мы летали до могильных сумраков на невеликой выси, и - ничего...

Может быть, еще оживлены, может быть, ранены, и тогда всякая минута зимней ночи может стать для кого-то новой...

Утрамбованной тенью высовывался, то рядом с командирской, то близко диспетчерской, помощник ведущего инженера Слава Мокроусов, какой должен был падать в экипаже, но случайно не полетел...

Ненарушимый вечер.

Поставлены поисковые экипажи на утро. Всем - взлет с востоком солнца...

А к утру проясниться, холодело. Известий о аэроплане с земли за ночь не было. И натачивало настойчиво целых одно: поспим ли.

Еще и не все взлетели на розыск, как известили, что поисково-спасательный полк Московского боевого округа приметил аэроплан: квадрат - экой-то;

Так и есть - лес, глушь, болотце. Центральная стезя и деревни - южнее, километров десять-двенадцать...

***

45 лет со денька смерти легендарного Амет-повелителя Султана




Аэроплан круто взошел в озябшее болотце. Извне крылья, да поленом разорван к небесам фюзеляж. Просто у земли - сплюснутая килем аэроплана кормовая кабина. В ней - Радий Георгиевич Ленский, ведущий инженер. Толстый, он целую жизнь не пристегивался к катапультируемому креслицу - досчитывал, что не вынесет катапультирования книзу.

Всякий из прибежавших на вертолете постоит возле Ленского, перетянет ушанку и хлопотливо бросается в разыскивании жизненно величественных узелков аэроплана, за какие соответствует по службе.

popov_lensky

ЛЕНСКИЙ Радий Георгиевич

Ведущий инженер по падающим экзаменам авиадвигателей.
Появился 3 июля 1926 года в г. Москве. В 1943 году завершил 1-ю Московскую спецшколу ВВС, в 1950 году - Боевой-легкую Инженерную Академию им. Н.Е.Жуковского. Предназначался в ГК НИИ ВВС - взрослым инженером-испытателем, помощником ведущего инженера, ведущим инженером по экзаменам авиадвигателей. С 1958 года - ведущий инженер по бегущим экзаменам ЛИИ.
Погиб при выполнении испытательного полета на аэроплане Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Лишь врач спасательного вертолета Васька Алексеевич Пирязев, оставивши бесполезную ныне санитарную сумку, бросает длани в меловых варежках в осколки, неторопливо извлекает остатки ведущего и пишет все в мешок. Беседы, как добраться до носовой кабины с прочими участниками экипажа, его пока не интересуют...

Среди беспорядка и крови осталась неправдоподобно чистенькая и целехонькая кислородная личина на парашюте. Потом должен был падать помощник ведущего инженера Слава Мокроусов. Кто-то потом порассказал ему про чистенькую кислородную личину, чем затребовал свежеиспеченную волну зазрений совести и сожаления: «вот, мол, все погибли, а я не поспел... к вылету».

Ведь чуток кто знает, что надо поспать выполнить на подвеске перед вылетом ведущему и его помощнику, если такой существует. Избегался Слава на холоде, побежал покушать. А Амет-правитель Ленскому: «Чего волочим?...Часы ясное завершается. Если преодолеешь один, то - летать двинулись»...

Вот и терзается сейчас положительный человек, совестливый, Слава Мокроусов, потому что... не поспел.

***

На вытекающее утро лесник с кордона в четырех километрах от опустившегося аэроплана явился на лыжах к вертолету и оповестил, что в чаще рядом с его домом опустилась кабина. В ней - люд...

В обгоревших лицах экипажа мне представлялась наибольшая сосредоточенность всякого на розыск выхода из аварийного положения. Десницы командира, одна - на штурвале, прочая - потом, где-нибудь управление двигателями. Штурман размахнулся направо так вдали, как разрешает креслице. Потом - шоссе, деревни, наконец, просто поля, где-нибудь, мне тогда казалось, вероятна аварийная посадка. Бортрадист, Алешенька Воробьёв, ему минуло в тот денек как сорок, вылечил лапы к щиту энергоснабжения или к пульту коротковолновой станции...

 

popov_mihailovsky

МИХАЙЛОВСКИЙ Вильям Александрович

Штурман-испытатель.
Уродился 5 мая 1930 года в г. Москве. В 1952 г. завершил Челябинское ВАУШ, предназначался в фрагментах ВВС штурманом. С 1955 года трубил в МАП штурманом-испытателем, и с 1961 года в ЛИИ инструктором в Школе летчиц-испытателей.
Погиб при выполнении испытательного полета на аэроплане Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Вес Амет-повелителя был не только величайший, он был просто глубок. Двукратно Герой Советского Альянса из 9-го Гвардейского авиаполка асов, сколотивший финальный для военного счета полка фашистский аэроплан над Берлином, необузданный по воздуху пилот-испытатель, штурмовавший в личное времена в количестве начальных пресловутый «звуковой барьер», соавтор разработок по дозаправке в духе далеких бомбовозов, Заработанный авиатор-испытатель СССР, лауреат Государственной премии. Все наше сознание противостояло признанию законными умозаключений аварийной комиссии об погрешности экипажа.

По конспектированию чудом сохранившейся части ленты осциллографа удалось узнать, как модифицировалось давление в маслобаке наторелого двигателя в новую минуту до аварии, Иные записи не сохранились, а вот сей параметр зарегистрировал, по существу, величины перегрузок аэроплана.

На второстепенном фазисе колебаний перегрузка, добившаяся шести кольев, отломала переднюю кабину с летчицами. Появились расходящиеся колебания из-за разбега аэроплана с неубранными закрылками - червь пару закрылков нашли в освобожденном положении...

 

popov_vorobyev

ВОРОБЬЕВ Алешенька Васильевич

Бортрадист-испытатель. 
Уродился 1 февраля 1931 года в Московской области. С 1947 года ломил в ЛИИ авиамотористом. В 1951-1955 возрастах предназначался в Советской Армии, с 1955 года в ЛИИ - бортрадистом-испытателем. Летал на целых фруктах многоместных аэропланов.
Погиб при выполнении испытательного полета на аэроплане Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.



Погрешность Амет-правителя? - Неимоверно.

Человек-легенда, и обмишурился?

Смоделированный на стенде процесс разбега аэроплана Ту-16 с эмитированными закрылками целиком совпал с процессом изменения перегрузки, зарегистрированным на клоке осциллограммы. Комиссию это заверило. Меня и, додумываю, не только меня, нет. Только протест был духовным. Обосновать разногласие и предложить оправдательную версию не сумели. Так все и осталось...

***

Два полета Амет-повелителя.

Начальный - победный, экстраординарный уже тем, что ни разу, ни до того, ни после, не возникала надобность сброса подвески с наторелым двигателем с аэроплана-лаборатории.

И заключительный полет, трагический, на эком же аэроплане-лаборатории. ..

Для меня они связаны одной ниточкой, заделавшись ключевыми, замерзнув прологом введения в новенькую жизнь - жизнь в Большой Авиации...

И этакими были поучения нам, выпускникам штурманского отделения Школы пилотов-испытателей 1970-71 гг.

С отрадой восставших на крыло, мы хватались за любой полет. Только вверяли нам тогда еще капельку. Да и кто знал, которые потом выйдут из ведущих инженеров по падающим экзаменам штурманы-испытатели...

***

...У самого входа на кладбище, просто на серединной аллее, стоят в пробор четыре гранитных монумента. Стоят они как будто за тотальной оградой, непохожие фигурой, но сходные, как и все монументы. Это - экипаж.

На граните, - Радий Ленский - ведущий инженер, Вильям Михайловский - штурман-испытатель, Евгений Венедиктов - авиатор-испытатель, Саня Воробьев - бортрадист-испытатель.

Командир экипажа Амет-правитель Султан захоронен на Новодевичьем - родственницы спрашивали. Только неплохого от этого не произошло. Многие ли его потом знают из тех. кто по купюрам ферментируют туда, многие ли чтут, как в нашем городе, где-нибудь оживлены публика, очевидцы его наивысшей славы как испытателя, где-нибудь есть улица его имени, где-нибудь стоит в раздевалке летчиц Университета его шкаф, в каком дожидалась его одежа, одна - между полетами, иная - из полетов...

popov_venediktov

ВЕНЕДИКТОВ Евгений Николаевич

Пилот-испытатель.
Уродился 11 августа 1937 года в г. Симферополе. Пенис КПСС с 1965 года. Завершил аэроклуб в 1955 году, предназначался в долях ВВС. Школу авиаторов-испытателей МАП завершил в 1967 году, летал на аэропланах истребительного фрукта. Усвоил около 30 субчиков аэропланов.
Погиб при выполнении испытательного полета на аэроплане Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

На собрании по эпизоду семидесятилетия Амет-правителя Султана Заработанный штурман-испытатель СССР Пётр Андреевич Кондратьев пересказал воспоминание Расула Гамзатова об славном авиаторе.

«Есть у меня известный двукратно Герой, и кричат его Ахмет-правитель. Я его узнал: «Ахмет, твой родитель - дагестанец, а матерь - крымская татарка. Дагестанский плебс досчитывает тебя близким Сверхгероем, а татарский - личным. Ты Герой которого люда, чей ты сын?»

И он мне расплатился: « - Я - Герой ни лакского люда, ни татарского. Я - Герой Советского Альянса. А сын я - собственных родителя и матери. Они едины, и поэтому я - просто Человек»...

Которая вечность и действительно эпическая высь Человека в обещаниях, равноправных его занятиям...

Из книжки Леонида Попова "Темпераментная неделя".

ссылка

Просмотров: 206 | Добавил: oleg2911k | Теги: лето, Султан, гибель, День, Хан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar